Блог компании клининг 911
Зонирование и уборка на пищевом производстве: что важно знать?

Зонирование и уборка на пищевом производстве: что важно знать?

Зонирование на пищевом производстве — необходимость, продиктованная стандартами ХАССП. Разделение всей площади предприятия на функциональные зоны помогает предотвратить перекрестное загрязнение, что крайне важно для обеспечения пищевой безопасности. 

В этой статье рассказываем о том, как организовать уборку с зонированием на пищевом производстве.

Основные правила уборки помещений с зонированием

При уборке на предприятии, разделенном на функциональные зоны рекомендуем придерживаться следующих правил.

  • Не использовать много цветов. Применяйте 5 основных: белый, красный, синий, желтый, зеленый. Это поможет избежать путаницы и сложностей при уборке. Если необходимо выделить еще зоны (вертикальное зонирование, лаборатория), добавляют фиолетовый и оранжевый. Итого 5-7 цветов достаточно, чтобы разделить всю площадь на зоны и при этом сделать процесс уборки простым.
  • Разместить инструкции на участках. В инструкциях указывают соответствие цветов, правила уборки на участках и рекомендации по обработке инвентаря. Необходимо провести инструктаж каждого уборщика и разместить документ на виду. 
  • Составить технологическую карту. Это инструмент, который позволяет понять сотрудникам, как работать, что убирать, в каком порядке и какова их зона ответственности. 
  • Организовать уборку с переходом от «грязных» зон к «чистым», чтобы избежать перекрестного загрязнения. Также при уборке высокоуровневых поверхностей необходимо двигаться сверху вниз (от потолка к полу), чтобы предотвратить повторное загрязнение уже убранных участков.
  • Сделать маркировку инвентаря. Весь инвентарь должен быть промаркирован в соответствии с цветом зоны, в которой он используется.   

Технологическая карта: зачем нужна и из чего состоит?

Технологическая карта — это ориентир для сотрудника, благодаря которому он понимает где убирать, как, по какому графику и в какой последовательности. 

Зачастую разработке технологических карт не придается должного значения. Руководители предприятий знают, что этот документ необходим, но не спешат его внедрять по ряду причин, одна из которых — этим просто некому заниматься. В результате страдает качество уборки, т.к. у уборщиков нет четкой задачи.   

Технологическая карта включает:

  • Название объекта и номера участков, на которых проводится уборка.
  • Распределение рабочего времени по сменам, время начала и окончания уборки.
  • Разделение площади на зоны с одинаковым способом уборки или цветовым кодированием.
  • Список работ — указаны методы уборки и отведенное на нее время.
  • Перечисление средств для уборки, их расход и способ разведения. 

Помимо технологических карт, пакет документов по уборке на пищевом производстве может включать: маршрутные листы, чек-листы контроля качества, акт выполненных услуг. По запросу сотрудники компании “Клининг 911” также предоставляют сертификаты на химию и оборудование, медицинские книжки, разрешение на высотные работы, документацию по пожарной безопасности, регистрацию сотрудников на территории РФ и др. 

Цветовая маркировка инвентаря

В соответствии с принципами HACCP, для качественной уборки, обработки оборудования и тары должен использоваться профессиональный уборочный инвентарь. 

Нарушение правил использования инвентаря — одна из причин, по которой возникает перекрестное загрязнение. Чтобы этого не допустить, делают цветовую маркировку инвентаря. Для каждой зоны (санузлов, залов, производственных помещений и др.) используется свой уборочный инвентарь. 

____________________

На заметку:

В настоящее время производители предлагают маркированный инвентарь. Это удобное решение, которое освобождает от необходимости наносить цветовые метки.

Существуют определенные санитарные требования не только к инвентарю, но и к уборочным материалам (тряпки, щетки, мопы и т.п.). Многоразовые материалы после каждый уборки необходимо промыть и выполнить их дезинфекцию, одноразовые подлежат утилизации.

Есть материалы, которые нельзя использовать на пищевом производстве. Это губки и губчатые сгоны, а также поролоновые маты. Губчатый материал не поддается качественной санитарной обработке, что приводит к микробиологическому загрязнению.

Вы можете самостоятельно организовать процесс уборки на предприятии по стандартам ХАССП. Однако это требует немало сил и времени: нужно разработать документацию, инструкции, организовать систему контроля за работниками. Зачастую такие попытки заканчиваются неудачей — не удается внедрить документальные нововведения, сотрудники продолжают работать “по-старому” и субъективно оценивать свою работу, качество уборки страдает. Но вы можете пойти и по другому пути, не тратя свое время и энергию. 

Компания “Клининг 911” специализируется на уборке пищевых производств и предлагает вам уборку на предприятии “под ключ”.

  • Найдем все проблемные места вашего штатного клининга и предложим мероприятия по исправлению ситуации.
  • Разработаем технологические и маршрутные карты.
  • Подберем обученных сотрудников или обучим ваших.
  • Уберем быстро, согласно стандартам ХАССП.
  • Внедрим 3-уровневую систему контроля качества.

Помимо ежедневной комплексной уборки, проведем любые спецработы: генеральная и послестроительная уборка, мойка окон и фасадов, уборка прилегающей территории, складских помещений, высокоуровневых поверхностей. 

Доверяя уборку профессионалам, вы гарантированно пройдете все внешние и внутренние аудиты, а значит расширите рынок сбыта. Пройдите бесплатный аудит вашего пищевого производства: 8 800 234 29 11.  

 

 

* - обязательные для заполнения поля